Александр Соколенко
Учитель русского языка и литературы
Царицыно, Ясенево, Коньково, Беляево, Бутово, Солнцево, Говорово, Строгино, Мякинино… Задумывались ли вы когда-нибудь, почему в Москве так много станций метро, напоминающих названия деревень? Столица, называется! Ответ очень простой – раньше это и было Подмосковье. Именно бывшему Подмосковью красавица Москва обязана своими просторными парками на окраинах, в которых резвые белочки хвостиками заметают следы, в которых буйные фонтаны шипят под светомузыку, в которых старинные усадьбы и дворцы хранят заветы старины. Чем была бы Москва без этих территорий – без зелени, без свободы, без души?
Но отдавая все лучшее Москве подобно тому, как старшие дети отдают вещи младшим братьям и сестрам, Подмосковье не утратило природных и архитектурных богатств. Здесь жили Пришвин и Горький, Левитан и Герцен, здесь гостили Пушкин и Чехов, здесь проходила Бородинская битва, тут находятся старинные церкви Сергиева Посада и Звенигорода.
Меня Подмосковье встретило летней погодой и коломенской пастилой. Кулинарные традиции этих мест (пастила по уникальному рецепту производится с 1717 года — с эпохи Петра) представлены как часть русской истории: впервые вижу, чтобы продукт на упаковке был назван музеем. Я же оказался готов к реверансу — взял с собой наш марципан. Но кого им можно удивить? «Я весной накупила этого марципана…», «Конечно, пробовал» — туристическая популярность Калининграда разрушает сюрпризы.
Как я вообще оказался в Подмосковье? В прошлом году конкурс «Учитель года» выиграл Дмитрий Лутовинов, учитель истории и обществознания из подмосковного Орехово-Зуево. На следующий год конкурс приехал в регион победителя. Мне же удалось стать первым на муниципальном (городском), а затем на региональном уровнях. Меня приглашали в Правительство области, чествовали в «Янтарь-холле», снимали для местного телевидения, размещали мою фотографию на цифровых экранах города – в год педагога и наставника внимания учителям действительно много.
Приближалась осень. Осень, как и в «Обломове», которого я выбрал для конкурсного урока, — время тоски и разлуки: сирень отцвела и осталась в прошлом. Каникулы меня терзали и не давали покоя: готовясь к конкурсу, я толком не отдыхал — отдыхая, толком не готовился. Мне предстояло подготовить урок и разговор со школьниками (аналог воспитательного события). Класс я мог выбрать сам, тема урока назначалась по тематическому планированию, тема разговора – по жеребьевке. Вспоминая подготовку, бурные споры, переделывания, творческие придумки и здоровую критику, хочу сказать большое спасибо всем, кто мне помогал — и советами, и идеями, и просто добрым словом.
Кроме урока и разговора со школьниками, в первом туре проводится педагогический диктант, а прошедшие во 2 тур (15 счастливчиков из 90 финалистов) участвуют в испытаниях «Мастер-класс», «Вопросы учителю», «Слово учителю». Мастер-класс тоже нужно было готовить заранее. Я решил оставить идею с предыдущих этапов: как раз благодаря мастер-классу мне и удалось победить. В одном из заданий я использовал раритетную трость, которая сейчас, при сборах в дорогу, никак не хотела влезать даже в самый большой чемодан. По правилам авиакомпании трость можно провозить в ручной клади, но при регистрации меня все равно спросили:
— Вы пользуетесь тростью?
— Да.
Не спросили ведь как!
Всех участников конкурса разместили в кампусах гимназии имени Евгения Примакова. Если прибедняться, можно сказать, что мы жили практически в лесу, в отрыве от цивилизации (магазинов, аптек не было за версту). А если хвастаться, то на Рублевке. Эта одна из лучших гимназий в нашей стране. Сюда приезжают поступать ученики со всей России. На бюджетное обучение принимают победителей и призеров Всероссийского этапа школьных олимпиад (привет тем, кто не хотел участвовать в олимпиадах).
Территория гимназии в 3 квадратных километра наводила на мысль об архитектурном гигантизме (о гостинице «Космос» и Останкинской телебашне), но по приезде эта мысль развеялась сразу: невысокие, чаще двухэтажные (реже трехэтажные), уютные домики с маленькими кабинетами. Дизайн напоминает отели с большим количеством конференц-залов, ландшафтные парки и даже норвежские рыбацкие хижины. Некоторые кабинеты универсальны: раздвижные стены превращают маленькие классы в большие. Нет нагромождения одинаковых здоровенных классов и коридоров. Очень комфортно, по-человечески.
Но личный комфорт здесь не самоцель. На каждом шагу, в каждом коридоре подчеркивается уважение к учителю и внимание к творчеству детей. Рядом с атриумом, в котором проходили съемки для телеканала «Культура», разместили стильную выставку с портретами учителей гимназии, чуть поодаль — холсты с репродукциями учеников.
Библиотека встречает стеллажом с научно-популярными журналами. По-моему, отличный способ заинтересовать учеников с разными интересами: тут тебе и «Популярная механика», и «Discovery», и «История», и «Вопросы литературы».
При заселении меня интригуют конвертом с QR-кодом, который ведет на мотивирующее видео моего 9 «Д» (когда ребята успели и как сумели удержать в секрете?)! Вечером учителям рукоплещут, встречая на красной дорожке. Затем в актовом зале, больше напоминающем кинотеатр, все конкурсанты и члены жюри вместе смотрят культовый советский фильм «Доживем до понедельника» — вероятно, лучший фильм об учительстве (и не только) времен СССР. Думаю, это неплохая идея и для нашей школы — встречать учебный год совместным просмотром киноклассики.
(Продолжение – во второй части )