
Людмила Краснослободцева
Учитель
Как Вы оказались в нашей школе? Вы пришли работать сразу после университета?
— После университета я год работала в 34-й школе, затем два года — в 17-й. А в 1972 году перешла в 28-ю школу, на должность завуча и учителя физики по совместительству. Тогда школа располагалась в здании, где сейчас находится бухгалтерия. Это было старое немецкое здание с деревянными лестницами. Там же находилась прекрасная метеоплощадка. Сейчас, конечно, всё перестроено. В то время как раз начиналось строительство корпуса школы на улице Суворова, 35, где дети учатся и сегодня. Строил корпус завод — нужно было успеть к началу учебного года. Даже наши школьники помогали строителям.
В строительстве принимал участие ветеран Великой Отечественной войны Иван Максимович Рожин. В апреле 1945 года он с боями прошёл по нынешнему Трамвайному переулку и участвовал в штурме железнодорожного вокзала. Нас связывала многолетняя дружба. К сожалению, его не стало в июле этого года, но память о нём жива — его портрет висит в школьном музее.
Сегодня территория школы ухожена, зелёная, вокруг много деревьев. Кто принимал участие в их посадке? Сажали ли деревья Вы?
— Деревья сажали под руководством учителя биологии Надежды Алексеевны Козыревой. Была прекрасная традиция: выпускники сажали деревья. Среди них были даже редкие, занесённые в Красную книгу.
Рябину сажал выпуск Людмилы Георгиевны Зубковой, тополиную аллею — класс Марии Михайловны, в котором училась будущий учитель химии Нелли Геннадьевна, впоследствии вернувшаяся в родную школу. Ели у главного входа посадил класс Елены Павловны, а ели у запасного выхода — класс Ольги Георгиевны. Шесть молодых елей слева от ворот были посажены в 2014 году ветеранами Великой Отечественной войны и Вооружённых сил (31 человек), среди которых был Герой Советского Союза Александр Семёнович Тулинцев, а также первый кадетский набор. С этого началась история кадетского движения в школе.
Жизнь в чёрно-белых снимках —
Роскошна в своей многогранности,
Покрытая тайной и дымкой,
Она не исчезнет с давностью.
У Вас сохранились старые фотографии 1970-х годов. О чём они могут рассказать?
— Вот, например, фотографии 1976 года. Это районная игра «Орлёнок». Наша школа всегда активно участвовала и завоёвывала призовые места. Игра была военизированной — с полосой препятствий, стрельбой, силовыми приёмами, азбукой Морзе, историей вооружённых сил, семафорной азбукой и многим другим.
Ребята были в морской форме: нам помогал морской дивизион, выдавал форму, выделял 10–15 матросов с командиром для проведения тренировок. Если мы отправлялись в поход с ночёвкой, достаточно было одного звонка — с нами всегда ехали матросы и офицеры. На 820-м заводе стояли корабли на ремонте, экипажи жили рядом — это были наши шефы. Мы, в свою очередь, часто выступали у них с концертами.



На другой фотографии — надпись «Весенние каникулы, 1973 год». Это поездка на экскурсию в Ленинград. Главный наш шеф — Торговый порт — выделял автобус, и мы через всю Прибалтику ехали в Ленинград. Там ребят размещали в общежитии, и 3–4 дня они проводили, посещая Кунсткамеру, Эрмитаж, Русский музей и другие достопримечательности. Поездка была наградой для активистов, отличников и спортсменов.


Совсем недавно прошёл День учителя. Расскажите, как отмечали этот праздник в Ваше время.
— Это был настоящий праздник! Ко Дню учителя всегда готовили шикарные концерты, часто целые спектакли. Ученики сами ставили танцы, придумывали поздравления. Концерт будто был адресован каждому учителю лично. Всегда находили тёплые слова, и все в зале пытались угадать: «А про кого эта сценка? Для кого это поздравление?»
Дети охотно участвовали — никого не нужно было заставлять. Часто именно те ребята, кто не блистал в учёбе, раскрывались на сцене. После концерта обязательно было ответное слово от учителей. Никто не уходил домой — все оставались, ведь понимали, как старались дети.
Совет школы в этот день проводил уроки вместо педагогов — НВП, физкультуры, труда, музыки. Нарушителей «наказывали» с улыбкой. Праздник объединял всех.
Было много конкурсов — «А ну-ка, девочки!», «А ну-ка, мальчики!» и другие. Очень любили конкурс «Ожившие картины»: учителя с библиотекарем Ниной Александровной готовили реквизит, а классы воссоздавали известные картины. Команда, ближе всех передавшая образ, получала высший балл. Переживали все — и родители, и классные руководители, и болельщики. Настоящий кураж!





Говорят, в школе были нарисованы картины на стенах?
Да, картины в рекреациях рисовал участник Великой Отечественной войны, боец Московско-Минской дивизии Александр Терентьевич. Он делал это с большой любовью. Картина «Переход Суворова через Альпы» — его работа, хотя реставраторы потом её исказили. Также он создал карту штурма Кёнигсберга и портреты Богдана Хмельницкого, Александра Невского, Суворова. На первом этаже были изображения по мотивам сказок Бажова.



Какая деятельность особенно увлекала учеников и учителей? Были ли кружки, секции, творческие занятия?
Конечно! Бальные танцы. В них участвовала вся школа. Их преподавала Ляля Галимовна Васильева. Как-то к нам приехали гости — ученики и педагоги из Польши, с которыми мы сотрудничали по линии КИДа. После выступления ансамбля из 30 пар они удивлённо спросили: «Какой это хореографический коллектив?» А это были наши школьники! Танцы преподавались для всех — и младших, и старших классов. Старшеклассники участвовали в конкурсах разных уровней, занимали призовые места. Танцевали и ученики, и учителя.






Ляля Галимовна также проводила «час спорта» для педагогов — своего рода ритмику после уроков. Занимались почти все, потому что было весело. Учителя играли с учениками в волейбол, ставили спектакли, устраивали праздник Осени с выставками букетов, поделок, выступлениями, стихами и песнями. Это был настоящий праздник и для родителей.






Сохранились ли у Вас фотографии выпусков?
— Да, конечно. Вот фотография выпуска 10-го класса Калининградской средней школы № 28 — выпуск 1980 года, года Олимпиады в Москве.

Может быть, кто-то из выпускников прочитает эту статью и откликнется — для нас это очень важно.
Юных лет — чёрно-белое фото,
Отпечатало время-хронограф,
И для памяти пишет автограф.
Наш рассказ имеет продолжение, ведь на фото мы видим и учителей — следующий рассказ будет о них…