В основной образовательной программе школы содержится часть формируемая участниками образовательного процесса. Обучающиеся могут выбирать как уровень изучения предмета так и отдельные предметы целиком (модули, курсы). Как мы помогаем обучающимся найти свои интересы написано в этом разделе.
У учеников 5 и 6 классов уже начинается путь сознательного и самостоятельного выбора профессии. Для этого в нашей школе существуют модули, на которых предметы изучаются немного иначе, чем на обычных уроках.
Модули школьник может выбрать сам, учитель же будет лишь подсказывать и направлять его работу.
Каждый 5-6-классник должен выбрать как минимум по одному модулю из имеющихся предметных групп – Математика и информатика, Общественные науки, Иностранный язык, Русский язык и литература и Естественно-научная группа. Можно выбрать и все модули и ходить целый год!
Модулей всего 20, назовем некоторые из них. Например, модуль «Математические фокусы», на занятиях ребята узнают тайну чисел и разгадают загадки самых известных в мире фокусников. Или модуль «Калининградские истории», на котором ученики узнают больше о нашем удивительном городе.
Занятия по модулях проходят по субботам, всего за год будет до 20 учебных суббот
Занятия по модулях проходят по субботам, всего за год будет 20 таких рабочих суббот.
С 9 до 13.00 ребята под руководством учителя постигают теорию и пытаются применить полученные знания практически. Затем готовят проект и с 13.00 до 13.30 защищают его на Ярмарке модулей, которая проходит в рекреации школы.
С 13.30 до 14 они снова проводят в классе, рассуждая с педагогом о том, что получилось. Это называется рефлексией.
Это групповая работа, но после 20-ти суббот каждый ученик должен выбрать один модуль и подготовить индивидуальный проект. Защищают эти проекты тоже на Ярмарке модулей, которая проходит на весенних каникулах.
Для того, чтобы лучше понимать, с какой областью знаний ученики 7 и 8 классов намерены связать взрослую жизнь, они должны выбрать профиль по предмету. Это его углубленное изучение. Но для того, чтобы попасть на профиль, нужно хорошо написать входную контрольную.
Учитель помогает школьникам сделать правильный выбор и в течение года освоить предмет. Ученик может выбрать несколько профилей.
Курс по выбору – это практическое применение предмета. За год нужно выбрать 3 курса, по одному курс в триместр.
Какие бывают курсы по выбору? Например, «Финансовая грамотность», где ребята узнают, как и куда грамотно вкладывать деньги, как формировать свой бюджет? Как можно сэкономить? Или курс по «Искусству», где школьники будут знакомиться с произведениями искусства разных веков и изобразительными техниками, рисовать, слушать музыку, посещать интересные места и… воссоздавать эпохи через движения, ритмы, образы, звуки.
По результатам занятий ученики должны подготовить событие и провести его на школьной базе.
Школа предлагает выбор из 19 различных профилей и курсов по выбору
Также ребята имеют возможность участвовать в профессиональных пробах, благодаря чему могут узнать много важных подробностей о некоторых специальностях. Занятия по профессиональным пробам проходят в Колледже сервиса и туризма и в Прибалтийском судостроительном техникуме. Школьники могут поближе познакомиться с профессией программиста, визажиста, повара, сварщика, администратора локальных сетей, бармена…
В 2022 – 2023 учебном году в нашей школе стартовала уникальная практика для одиннадцатиклассников – «100 дней до экзаменов». Проект направлен на создание условий, позволяющих обучающимся 11-х классов организовать эффективную подготовку к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз.
В чëм суть практики? Обучающийся 11 класса досрочно проходит аттестацию и в течение 100 дней до экзаменов посещает только те предметы, по которым он сдаёт экзамены, освободившееся время ученик организует самостоятельную подготовку. В течение этих 100 дней обучающийся ведёт специальный планер, который представляет собой спринты (1 спринт = 4 учебные недели). В рамках спринта одиннадцатиклассник выстраивает стратегию интенсивной подготовки к экзаменам (и поступлению в вуз), определяет цели на спринт, задачи недель, задачи дня, отслеживает достижения каждого дня. Каждый спринт обучающийся обсуждает и прорабатывает с тьютором на индивидуальном занятии.
В 2023 – 2024 учебному году проект был усовершенствован и превращён в практику «200 дней до экзаменов». Первые 100 дней практики включили в себя обучающие тьюториалы (по целеполаганию, выстраиванию стратегии) и пробное ведение планера с обсуждением результатов с тьютором. Последующие 100 дней до экзамена не изменились и также включили в себя спринты.
Индивидуальный итоговый проект (ИИП) является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
В процессе работы над проектом обучающийся под контролем научного руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап (сентябрь-декабрь): прохождение обучения, выбор руководителя и темы проекта.
Основной этап (декабрь-февраль): совместно с научным руководителем разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта.
Заключительный этап работы над проектом (февраль-май). Обучающийся осуществляет структурирование и оформление собранного материала, готовит презентационный материал, текст проекта.
Защита проходит в мае перед комиссией. По итогам защиты составляется протокол защиты проектов и результаты утверждаются приказом директора.
Проект был разработан в 2022 – 2023 учебном году учеником 10Б класса Калининым Богданом. В 2023 – 2024 учебном году проект продолжается. Общий срок: апрель 2023 – апрель 2024 года. Цель проекта: создать материально-технические условия (оборудовать пространство и собрать тренажёр) для подготовки обучающихся МАОУ СОШ №28 с ОВЗ к чемпионату «Абилимпикс».
Калинин Богдан изучил условия проведения Всероссийского чемпионата «Абилимпикс», выбрал место для реализации идеи, составил чертёж и смету строительства тренажёра. Согласовав проект с администрацией МАОУ СОШ №28, одиннадцатиклассник получил финансовую поддержку на его реализацию. Пространство и тренажёр позволит обучающимся познакомиться на практике с профессией «ландшафтный дизайнер и поможет обучающимся с ОВЗ подготовиться к участию во Всероссийском конкурсе «Абилимпикс».