Юлия Кручинина
педагог углубленной математики
«Незадачи исследователя для любителей математики и не только» — первая книга в этой серии вышла в свет буквально на днях. Ее автор – Юлия Сергеевна Кручинина, педагог углубленной математики, руководитель кружка нестандартной математики, методист нашей школы.
Обрадуем и нелюбителей читать – книга состоит из комиксов, в которых тесно переплелись два предмета – биология и математика.
— Один из моих онлайн-учеников очень увлечен биологией, и мы с его мамой много говорили о том, как можно заинтересовать такого ребенка еще и математикой, — рассказывает Юлия Сергеевна историю появления книги. — И мы решили сделать так, чтобы дети, изучая биологию, вдруг нашли там математику. Я написала текст, а Елена Дубовицкая сразу перевела его в картинки. Не знаю, как она это сделала.
Прототипом главного героя стал ее сын Даня, а второй персонаж, который там появляется, это мой младший сын Владик. Это серия, всего будет семь книг. Первая посвящена насекомым, вторая – растениям и так далее… Ученик исследует биологию, но внутри комикса находит математическую задачу.
— Хорошо, с биологами разобрались, а если ребенок – гуманитарий? Есть ли у вас секрет, как увлечь математикой творческую личность, далекую от точных наук?
— Гуманитариев увлекать математикой нужно через образы. Я со всеми работаю через сочинение задач, такова моя методика. Я выпустила много таких детских задачников.
В чем суть? В том, что когда ребенок совсем не математик и дружба с числами сложно ему дается, ему можно предложить сочинить задачу. В процессе сочинения задачи становятся видны все увлечения ребенка – кто что любит, кто куда ходит, какие виды спорта предпочитает. И потом, готовя материал к уроку, можно использовать эту информацию, чтобы ребенок, читая задачу, вовлекался. У меня есть дети, которые пишут сюжетные задачи про Гарри Поттера. Они решили, что весь год будут писать про Гарри Поттера. Литературно одаренные дети включаются в работу потому, что им в принципе интересно писать сюжеты, а я добавляю, что в этих сюжетах должны быть задачи. Так вот мы друг другу помогаем развиваться.
С гуманитариями – только образы, причем образы во всем, потому что простейшие алгоритмы эти дети берут очень трудно, а если алгоритм преподнести как вот эта чиселка подружилась с этой. Вот мы скобки раскрыли – и числа эти теннисный турнир устроили. Я стараюсь математические формулы подстраивать под ребенка.
— Расскажите о кружке нестандартной математики. Чем она отличается от обычной?
— Это математика, в которой нельзя применить школьные знания: получил задачу и сделал по алгоритму. Мои кружковцы, получив задачу, должны включить в голове механизм поиска решения, которого они раньше не встречали. И только после того, когда мы вместе приходим к ответу, я им открываю секрет, потому что он есть, все задачи имеют методы решения, просто о них не рассказывают в школе. Тем не менее такие непростые задачи есть в ВПР, они стоят последним пунктом. Кто решает ее, тот умеет нестандартно мыслить. Аналогично построены и задачи в ЕГЭ – некоторые из них дают университетские преподаватели, чтобы понять, подходит ли этот ученик их факультету, сможет ли он там учиться или вылетит с первого же курса. ЕГЭ по профильной математике не может сдать среднестатистический школьник, если он специально к этому не готовился.
— А что такое углубленная математика?
— Можно в школе пройти базу и не вникать глубже. Меня часто спрашивают: «Как определить уровень ребенка?». Нужно посмотреть на его вступительную работу. В Калининграде это почти не развито, а в Москве, если ребенок хочет учиться не в дворовой школе, к которой он приписан, а в более престижной, он должен написать вступительную работу. Так вот, если ученик написал ее на 80%, он освоил математику углубленно. Составители сложных задач не так уж и сильно отклоняются от школьных стандартов, они просто поворот делают не в ту сторону. Вот они развернули задачу на 180 градусов, ребенок на нее смотрит и говорит: «Я никогда такого не решал», а мы берем ее и начинаем ковыряться.
Я детьми часто практикую урок из одной задачи. Мы разбираем ее по запчастям, я даю ее кусками, а потом – целиком. И они должны в этой большой сложной задаче собрать пазлики, которые мы уже прорешали. И вроде по отдельности все понятно, а когда ребята видят все куски вместе, некоторые теряются. Вот в таких ситуациях проявляется глубина познания предмета.